Международный Ноократический Форум (русскоязычный)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ноосфера

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Ноосфера - часть реальности, которую человечеству еще только предстоит познать.

Эдуард Леруа, Пьер Тейяр де Шарден и Владимир Иванович Вернадский являются признанными основоположниками учения о ноосфере. К Вашему рассмотрению предлагается вариант развития их взглядов, с учетом современного уровня развития науки. Обращаем Ваше внимание на то, что в данном случае учение о ноосфере является научной гипотезой, а не направлением философской мысли, хотя бесспорно - все трое основателей учения заслуживают звание выдающихся философов всех времен и народов. 

Научный характер учения требует объяснения - о каком объекте исследования говорится и почему его существование не только не вызывает сомнений, а хотя бы имеет право на предположение в свете имеющихся у человечества знаний.

Ноосфера - новая, более высокая стадия развития биосферы, в которой последняя переходит вследствие процесса умственного развития, протекающего в ней.

Под объектом исследования конкретно подразумевается среда, в которой действует умственная сила, уменьшающая энтропию (уровень беспорядка) Вселенной, и именно эта среда (ноосфера) является принципиально лучшей для жизни человека, по сравнению с той, в которой человечество живет сейчас.

Отправной точкой в поисках параметров умственной силы стали знания и технологии, которые позволяют уменьшать потери энергии в процессе жизнедеятельности человека. По Вернадскому - ум становится новой геологической силой. Это дает основание считать ноосферу географической оболочкой, элементам которой присущи антиэнтропийных свойства, приобретенные ими после извлечения их из других оболочек (гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы).

Можно предположить, что ноосфера существует также в пятом измерении, где каждая мысль мгновенно распространяется по всей Вселенной, ниоткуда не возникая и никуда не исчезая. В таком случае человек может вспомнить все знания Вселенной и ни одна его мысль не является новой, а ноосфера - это среда, в которой существует сознание каждого человека и человечества в целом.

Также учитывается, что для каждого человека является актуальной действие неблагоприятных факторов среды, которые вызывали и вызывают эволюцию разума человечества и конкретно - научно-технический прогресс, в рамках которого и возникло учение о ноосфере. 

Исходя из обозначенных предпосылок, как гипотеза выдвигаются следующие обобщения: 

1. Большой Взрыв стал началом расширения неживого вещества Вселенной. Этот процесс протекает в направлении увеличения энтропии. 

2. Живое вещество является результатом развития естественного антиэнтропийного процесса. Данный процесс можно связать с принципом Ле Шателье-Брауна (если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, повлиять извне, изменяя любую из условий равновесия, то в системе усиливаются процессы, направленные на компенсацию внешнего воздействия). Это будет справедливо, если предположить, что Большой Взрыв стал следствием какого-то внешнего воздействия на Вселенную, который до этого находилас в состоянии равновесия. 

3. В процессе своей эволюции живое вещество стремится достичь состояния наименьшей энтропии, и привести к этому состоянию среду своего обитания (Вселенную), что совпадает со следующими эволюционными векторами: 

а) От меньшей к большей разумности (Закон цефализации (Дана/Ле-Конта): с течением геологического времени происходит необратимое развитие головного мозга, увеличение его веса по отношению к весу всего тела. 

б) От большей энергозатратности к меньшей энергозатратности (правило Шварца: видообразование представляет собой четкий этап адаптации, формирование нового, энергетически более экономного приспособления, чем специализированные внутривидовые формы).

в) От меньшго к большему разнообразию видов. 

г) От меньшей к большей биогенной миграции химических элементов (Второй биогеохимический закон Вернадского: в биосфере право на жизнь получают только виды, необходимые самой биосфере для наращивания биогенной миграции химических элементов). 

Можно предположить, что разумная деятельность является продолжением антиэнтропийных процессов биосферы, а признаком разумности следует считать увеличение ноогенной миграции химических элементов при уменьшении энергозатрат в степени, достаточной для достижения Вселенной утраченного состояния равновесия. 

4. Ноосфера - образованная в результате разумной деятельности среда, в которой: 

а) Преобладают антиэнтропийные процессы (даже если в отдельных его подсистемах происходит увеличение энтропии) 

б) Постоянно увеличивается количество контролируемой ею вещества, при этом стемясь к большей энергоэффективности (вещество переводится в систему с меньшей энтропией, чем была в предыдущей системе). 

5. В процессе своего развития ноосфера действует как негативный экологический фактор по отношению к биологическим видам, групп живых существ и отдельных организмов, антиэнтропийных способность которых не соответствует требованиям современного этапа развития ноосферы. При этом могут создаваться условия, необходимые для возникновения большего количества новых видов на новом этапе эволюции и более благоприятные для выживания видов, необходимых ноосфере. 

6. Ноосфера может полностью или частично уничтожать собственные подсистемы, если они препятствуют ее дальнейшему продвижению к состоянию с наименьшей энтропией. Это касается предметов, технологических процессов и людей, без которых существование этих подсистем невозможно. 

Вышеприведенная гипотеза является частично доказанной, отчасти же она основывается на предположениях, которые объясняют логику поведения человека и развития цивилизации. В целом речь идет о том, что ноосфера строится по признакам порядка, существующего как космическая константа, и разум в данном случае является либо инструментом, или квинтэссенцией создания этого порядка. 

Предполагается также частичное существования ноосферы в том виде, который она имела до Большого Взрыва, и частично сохранилась невредимой в пятом измерении. Возможно - к уже существующим остаткам "старой ноосферы" пристраивается то, что было потеряно во время Большого Взрыва.

В этом смысле напрашивается аналогия с борьбой добра и зла, рассказы о которой сопровождают человечество чуть ли не на всем протяжении его разумного существования. Что характерно - добро всегда выступает как рациональная сила, которая умнее зла и зря своих ресурсов не тратит. И при этом путь добра никогда не бывает легким. Точно так же на всех этапах развития социальных систем происходило их противостояние, в котором в конце концов победу одерживала та, которая больше соответствует направлению уменьшения энтропии. 

Даже представляя ноосферу исключительно в виде материальных благ научно-технического прогресса, его добропорядочных жителей можно охарактеризовать такими качествами, как осведомленность, пунктуальность, внимательность, осторожность и т.п.. Таким образом мы приходим к тому, что "этика добра" тоже находит научное обоснование в учении о ноосфере, делая разумность практически синонимом добропорядочности. 

Окончательно ноосферу можно представить как то, что человечество строило достаточно длительное время, но только сейчас осознает - что именно строили. При этом вполне возможно и следующее: человечество восстанавливает то, что когда-то уже было, и при этом пытается сделать его менее уязвимым, чем раньше. 

Отбросить учение о ноосфере на сегодняшний день легче всего, просто заявив, что оно является околонаучной выдумкой. По-настоящему же ценным будет создание научно обоснованного мировоззрения, которое или дополнит учение о ноосфере, или даже будет отрицать его.

Реально же, не отвергая права других людей познавать непознанное, последователи учения о ноосфере должны сделать все необходимое, чтобы донести свои знания до представителей всех религиозных и философских течений современности и будущего, изменив их взгляды раз и навсегда. Даже в гипотетическом виде учение о ноосфере предоставляется Вашему вниманию с заранее предусмотренным результатом, первоначальная же цель всей этой работы - диалектическое обоснование ноократии (власти разума). Про  ноократию речь пойдёт в другом разделе сайта - в первую очередь потому, что она будет претендовать не столько на научную точность, сколько на политическую целесообразность. Ну и также потому, что раздел «Ноосфера» будет пополняться материалами, рекомендованными для ознакомления именно в контексте научного исследования ноосферы, без акцентирования на политической стороне вопроса.

Перевод с сайта: http://noocracy.at.ua/index/noosfera/0-4

0

2

Что б нести это знание, нужно его знать, а где можно изучить это? Даже, если я найду теоритечскую половину знания, как понять, что это практически возможно?

0

3

Daita написал(а):

Что б нести это знание, нужно его знать, а где можно изучить это? Даже, если я найду теоритечскую половину знания, как понять, что это практически возможно?

Очень много хороших мыслей сказано здесь: https://vk.com/topic-177661_4126074

А чтобы ещё больше дополнить тему - оставлю там сообщение на это обсуждение:)

...

Всё-таки: "Как понять, что это практически возможно?"  - суть вопроса в первых двух словах "Как понять?". В этом направлении, от меньшей разумности к большей, каждому необходим новый опыт - как в получении информации, так и в распространении её, реакции на "обратную связь" - причём не только реакции людей, но и так называемого "неодушевлённого мира". Научившись сначала чётко передавать свои мысли другим людям, научившись их хорошо понимать - естественно, что начинаешь понимать и весь мир.

И для кого-то наоборот: изучение законов мироустройства, общение с "неодушевлённым миром" - становится путём к пониманию других людей.

Важнее всего при всём этом - решить для себя, что каким бы практически сложным не было это задание, решение ты должна найти в любом случае - й найдёшь обязательно. Потому что так решила!

0